IITU
Центр образовательных инноваций и SMART обучения
Новый подход в образовании: технология обучения и развития Smart Еducation

Цель: Центра образовательных инноваций и Smart-обучения (далее -  «ЦОИ Smart»):

- повышение качества подготовки молодых специалистов за счет внедрения новых форм и методов обучения.

Задачи: ЦОИ Smart:

- улучшение качества подготовки специалистов с учетом совершенствования квалификационных требований;

- активизация инновационной деятельности студентов, магистрантов, докторантов и преподавателей;

- формирование новых научных подходов к учебному и профессиональному содержанию осваиваемых в университете учебных курсов (внедрение практикоориентированного бакалавриата);

- апробация актуальных для современного высшего и среднего профессионального образования педагогических теорий и практик;

- внедрение инновационных и уже доказавших свою эффективность технологий, методов и приемов обучения в учебную деятельность университета.

- создание модели Smart-обучения подразумевающее создание с помощью современных информационных и организационных систем интеллектуальной, высокотехнологичной, комфортной для человека среды обучения;

- участие в организации и создании образовательных программ по новым специальностям;

- участие в формировании отраслевой системы квалификаций в сфере   ИКТ;

- участие в разработке профессиональных стандартов в ИКТ-сфере;

- внедрение системы сертификации квалификации специалистов в сфере ИКТ;

- обеспечению взаимодействия с отраслевыми, региональными советами по развитию технического и профессионального образования и подготовки повышения квалификации ИКТ кадров.

Одной из задач Центра образовательных инноваций и Smart-обучения является внедрение в образовательный процесс МУИТ технологий Smart-обучения. Для этого были: организованы семинары с ППС кафедр, подготовлено методическое руководство, составлен график представления учебных материалов для магистрантов.

SMART-обучение представляет собой такую образовательную парадигму, которая предполагает адаптивную реализацию образовательного процесса, возможную на основе использования информационных SMART-технологий. Реализация парадигмы SMART-обучения направлена на формирование процесса обучения и воспитания для приобретения знаний, навыков, умений и компетенций, необходимых для гибкого и адаптивного взаимодействия с изменяющейся социальной, экономической и технологической средой. SMART-обучения должно обеспечить возможность использовать преимущества глобального информационного общества для удовлетворения образовательных потребностей и интересов.

К основным принципам SMART-обучения относятся:

  1. Использование в образовательной программе актуальных сведений для решения учебных задач: скорость и объем информационного потока в образовании и любой профессиональной деятельности стремительно нарастает, существующие учебные материалы необходимо дополнять сведениями, поступающими в режиме реального времени, для подготовки учащихся к решению практических задач.
  2. Организация самостоятельной познавательной, исследовательской, проектной деятельности обучающихся. Данный принцип является доминирующим при подготовке студентов к творческому поиску решения поставленных задач, самостоятельной информационной и исследовательской деятельности.
  3. Реализация учебного процесса в распределенной среде обучения. Образовательная среда не должна ограничиваться территорией учебного заведения или пределами системы ДО. Процесс обучения должен быть непрерывным.
  4. Гибкие образовательные траектории, индивидуализация обучения. Многообразие образовательной деятельности требует предоставления широких возможностей для учащихся по изучению образовательных программ и курсов, использованию инструментов в учебном процессе в соответствии с их возможностями здоровья, материальными и социальными условиями.

Smart Еducation является концепцией, которая предполагает комплексную модернизацию всех образовательных процессов, а также методов и технологий, используемых в этих процессах. Концепция Smart в образовательном разрезе влечет за собой появление таких технологий, как «умная» доска, «умные» экраны, доступ в Интернет из любой точки. Каждая из этих технологий позволяет по-новому построить процесс разработки контента, его доставки и актуализации. Обучение становится возможным не только в классе, но и дома и в любом месте: общественных местах, таких как музеи или кафе. Основным же элементом, связывающим образовательный процесс, становится активный образовательный контент, на базе которого создаются единые репозитории, позволяющие снять временные и пространственные рамки.

Как показывает практика, в экономике все больше и больше требуются специалисты знающие смежные отрасли, например, биоинформатик, ИТ-генетик, агроинформатик и т.д.

Основные направления работ ЦОИ Smart:

Направление 1.

Именно концепция Smart Еducation позволяет построить образовательный процесс по-новому. В 2018/2019 учебном году в МУИТ были приняты студенты на бакалавриатский уровень по специальности «Информатика и организация цифровизации образования». Все дисциплины, связанные с ИКТ из рабочего плана этой специальности, проводит МУИТ, а педагогические дисциплины по договоренности – Казахский национальный педагогический университет им. Абая (КазНПУ). При этом привлекается не только ППС данного университета, но и его лабораторно-практическая база, библиотека.

Преимущество такого обучения для МУИТ – не создается новая кафедра, лабораторно-практическая база, не закупается литература педагогического профиля для студентов. Лекции и часть практических занятий по педагогическим дисциплинам будут вестись по вебинару, а лабораторные работы, семинары -  на базе КазНПУ.

Такая технология обучения будет расширяться и совершенствоваться и для других новых специальностей, в содружестве с другими университетами не только Казахстана, но и других стран.

Направление 2.

В 2019/2020 учебном году начаты работы по созданию образовательных программ по биоинформатике. Совместно с  Институтом физиологии человека и животных проводится работа по  совместной подготовке специалистов по направлению биоинформатика на уровне бакалавриата и магистратуры. Дисциплины, связанные с биологическим направлением, будут проводиться на базе института с привлечением докторов наук, работающих там. Магистрантам гарантируются темы диссертаций, связанные с реальными проектами и при необходимости устройство на работу по совместительству. В основу образовательного процесса берется концепция Smart Еducation. Уже заключен Меморандум между двумя организациями и ведутся подготовительные работы по реализации специальности биоинформатика.

Направление 3.

Следующий проект, который уже развивается на подготовительном этапе – это цифровое право.

Интернет превратился в крупную площадку для создания, ведения и развития крупных бизнес-проектов. Современное законодательство еще недостаточно полно регулирует эту новую сферу, беря за основу международный опыт и действующее международное законодательство. В киберпространстве совершаются как специфические правонарушения, такие как нарушение прав интеллектуальной собственности (авторские, патентные права, права на секрет-производства), так и «обычные преступления» – мошенничество, вымогательство, незаконное предпринимательство и т.п. Одновременно крупные компании должны создать такую надежную защиту IT-систем, в которых хранятся конфиденциальные данные, чтобы такие системы могли противостоять кибер-атакам.

Как таковой отдельной отрасли IT-права на сегодняшний день пока нет. Юристам, избравшим для себя это направление, приходится обладать знаниями сразу в нескольких областях права: договорном, законодательстве об интеллектуальной собственности, регулировании защиты персональных данных, хранении и передаче информации, в том числе и в электронном виде. Многие фирмы уже начинают создавать IT-юридические отделы либо вводить в свой штат IT-юристов. Среди адвокатских коллегий появляются и те, которые оказывают услуги исключительно по вопросам кибер-безопасности, а крупные университеты образуют факультеты по подготовке специалистов по кибер-праву. В эпоху технологий перед юристом, обладающим знаниями по IT-знаниями, открываются широкие возможности. Конкуренция среди таких специалистов практически отсутствует, ведь их мало, а их опыт и знания – бесценны.

Отсутствие в Республике Казахстан системы подготовки специалистов в области цифрового права, может привести и уже приводит к полной правовой несостоятельности Казахстанских фирм и организаций не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Последнее обстоятельство наглядно подтверждается постепенным, но постоянным вытеснением Казахстанских правовых фирм из области юридического обслуживания крупного Казахстанского корпоративного бизнеса, происходящим за счет расширения влияния практически чисто иностранных правовых фирм. Причем самое опасное в данной тенденции заключается в абсолютной открытости, честности и справедливости данного вытеснения, происходящего по причинам технического, технологического и концептуального превосходства при решении абсолютного большинства вопросов международного бизнеса.

Цели проекта: Повышение качества подготовки специалистов в  сфере ИКТ и цифрового права,  создание единого рынка образовательных услуг, внедрение двух дипломного образования.

Видение: Наличие конкурентоспособных и мобильных кадров для Казахстана и на пространстве ЕАЭС.

Участники проекта: АО Международный университет информационных технологий (МУИТ), Казахский национальный педагогический университет им. Абая (КазНПУ).

Результаты проекта должны обеспечить:

  • Создание образовательных программ для 2-х дипломного образования;
  • Развитие смешанного и мобильного обучения;
  • Внедрение прогрессивных методов обучения;
  • Создание гибкой образовательной среды;
  • Создание WEB-портала для сетевого обучения;
  • Открытая среда обмена знаниями и опытом;
  • Создание массового открытого образовательного контента (МООС);
  • Разработка методики и аппаратно-программной реализации Smart-обучения;
  • РУПы  на основе опережающего обучения;
  • Внедрение 2-х дипломного образования;
  • Привлечение лучших зарубежных практик в подготовке специалистов по цифровому праву;
  • Повышение качества образовательных услуг и повышение конкурентоспособности специалистов новой формации;
  • Создание курсов повышения квалификации в сфере цифрового права для специалистов уже работающих в различных отраслях экономики Казахстана.

Траектория обучения:

20200120143257Снимок.png

Сроки проекта:

Начало проекта – 01. 12.2019;

Подготовительный этап – до 01.03. 2020;

Начало внедрения проекта для бакалавриата –  2020/2021 учебный год.

Начало внедрения проекта для курсов повышения квалификации - 01.10.2020.

Направление 4.

Внедрение очно-сетевого обучения в МУИТ.

Состав дистанционной формы обучения

Дистанционная форма обучения включает технологическую, содержательную и организационную составляющие.

1.       Технологическая составляющая основана на материально-технической базе: аппаратные средства (компьютеры, т.е. hardware), программное обеспечение (software), техническая поддержка, сопровождение программного обеспечения, обновление системы и содержания (апгрейд системы и контента).

2.       Содержательная составляющая представляет собой структурированный учебный контент, в котором предусмотрены инвариантные компоненты определенного типа электронных обучающих ресурсов (ЭОР): курсы ДО, электронные учебники, специализированные сайты, порталы, и его методическую поддержку.

3.       Организационная составляющая предусматривает организацию и проведение учебного процесса с использованием различных моделей ДО.

Эти составляющие позволяют создать единое информационно-образовательное пространство, включающее учебный процесс, его информационное обеспечение, управление этим процессом, а также использование современных педагогических технологий, отвечающих требованиям новой парадигмы образования.

Дистанционное обучение может быть реализовано только при правильном распределении роли всех участников образовательного процесса и их совместно работе. Несомненно, технологическая составляющая должна быть реализована – Департаментом технического сопровождения и ИТ поддержки.

Подготовка содержательной части должна быть закреплена за Центром образовательных инноваций и Smart-обучения при активной поддержке кафедрами университета, и организационная составляющая должна курироваться деканатом и Департаментом послевузовского образования, Департаментом учебно-методической и академической работы (Рис.1).

На первом этапе не предусматривается большой закуп программно-технического оснащения системы ДО, используется существующая в МУИТ. Это дает возможность избежать больших затрат на начальном этапе внедрения ДО.   Для начального этапа мощности и возможности MOODL являются достаточными.

По мере подготовки ППС для работы в системе ДО, накопления электронных образовательных ресурсов и расширения дистанционного обучения (бакалавриат, колледж, курсы повышения квалификации) потребует замены образовательной платформы и аппаратной части системы, создание новых образовательных ресурсов. Планируемые в будущем затраты компенсируются увеличением количества студентов, магистрантов, докторантов и слушателей курсов повышения квалификации.

Также не предусматривается на первоначальном этапе создание новых образовательных курсов для студентов, магистрантов, а только лишь корректировка и перевод на электронную форму в соответствии с требованиями ДО.

При ДО основные затраты требуются на этапе запуска проекта, а затем практически не увеличиваются по мере увеличения количества студентов.  В первой половине 2019/2020 учебного года планируется уменьшение загрузки учебных аудиторий до 536 часов. Освободившиеся аудитории можно более рационально использовать для учебного процесса.

Очно-сетевое обучение - быстро окупаемый бизнес. В зависимости от размера проекта срок окупаемости составляет в среднем от 1 (при небольших проектах) до 2 лет. Таким образом, это один из наиболее выгодных сегментов бизнеса на текущий момент.

202001201435322.png

Основная система реализации очно-сетевого обучения студентов и магистрантов показана на рисунке 2. В данном случае только часть нагрузки переводится в сетевой режим. Лекция и по возможности практические занятия ведутся в режиме вебинара. Лабораторные занятия и часть практических занятий ведутся в очном режиме. Как правило, обучающиеся по расписанию подключаются к компьютеру преподавателя, длительность лекции 25-30 минут, оставшееся время используется для интерактивного общения. Применяется методика обучения «перевёрнутый класс», т.е. обучающиеся должны прийти на лекцию уже подготовленными по теме занятия. Найти нужную лекцию они смогут на сайте университета.

Для реализации вебинара используется программа BigBlueButton – это открытое программное обеспечение для проведения веб-конференции. Система разработана в первую очередь для дистанционного обучения. Название BigBlueButton происходит от первоначальной концепции, что, начало веб-конференции должно быть максимально простым, как нажатие метафорической большой синей кнопки.

BigBlueButton поддерживает наличие нескольких аудиодорожек и обмен видео, возможность показа презентаций, документов Microsoft Office и OpenOffice, изображений, PDF-документов. Также поддерживаются расширенные возможности доски – такие, как указатель, масштабирование и рисование, доступ к рабочему столу.

Для обратной связи со студентами веб-конференции существуют публичные и приватные чаты. Интегрирована VoIP на базе FreeSWITCH. Кроме того, пользователь может войти в конференцию либо как зритель либо как модератор. Как зритель, пользователь может присоединиться к голосовой конференции, использовать веб-камеру, поднять руку (попросить слово), и общаться с другими людьми.

ТУПы, РУПы –SACs, WCs

ЭОР – ELR

Обьявления - Announcements

МООС- MPEC

Кафедры- Departments

Тесты - Tests

Лекция - Lecture

Самостоятельные задания  - Independent tasks

Консультация - Consultation

Преподаватель - Teacher

Деканат - Dean's office

Личный кабинет - Personal account

Сайт МУИТ - The IITU website

Магистры, студенты - Masters, students

Тьютор - Tutor

Очное обучение – Full-time education

Экзамен - Exam

Завершение курса – Course completion

Очно-сетевое обучение -  Full-time online education

Учебный график – Academic schedule

ЭУМКД - EUMKD

202001201437023.png

В качестве модератора, преподаватель имеет возможность отключить / включить микрофон любого студента, удалить любого студента из веб-конференции, а также передать слово любому студенту для выступления (сделать любого пользователя ведущим). Ведущий может загружать презентации, документы, использовать доску.

Последующий этап реализации ДО (его расширение и повышение качества дистанционного образовательного процесса) потребует дополнительного специализированного оборудования.

Принципиальное преимущество SMART-обучения — индивидуальная траектория обучения и его интерактивность, реализовать которое стало возможным только при помощи инновационных информационно-коммуникационных технологий

Версия сайта для слабовидящих